Кузнецов Александр Павлович
Управляющий партнёр
(921) 954-11-49
e-mail: kuz-inaudit@yandex.ru
Левашова Алла Анатольевна
Управляющий партнёр
(921) 931-69-14
e-mail: lev-inaudit@mail.ru
На основе результатов проведенных нами аудиторских проверок в организациях, где бухгалтерский учет осуществлялся аутсорсинговыми компаниями, мы посчитали необходимым поделиться своими выводами, предложениями и замечаниями.
Аутсорсинг (от англ. outsourcing) – передача организацией определенных бизнес процессов или каких-либо производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
Бухгалтерский аутсорсинг и бухгалтерское обслуживание – это один из самых распространенных видов аутсорсинга. Например, в Европе 86%, а в США 92% компаний передают функции ведения бухгалтерского учета сторонним фирмам. В России данные услуги только-только начали завоевывать популярность.
Процессы расчета заработной платы, кадрового администрирования, бухгалтерского и налогового учета являются обязательной функцией в деятельности любой компании. И руководство компании решает вопрос кому поручить столь важное и ответственное дело, как ведение бухгалтерского учета.
Рассмотрим плюсы и минусы передачи ведения бухгалтерского учета специализированной фирме. К сожалению, понятие «аутсорсинг» в российском законодательстве отсутствует. В связи с этим фактором стороны пользуются ст.421 ГК РФ в соответствии с которой юридические лица свободны в заключение договора.
Итак, отметим плюсы передачи ведения бухгалтерского учета на аутсорсинг:
Однако надо иметь ввиду, что какие бы условия не содержал договор на аутсорсинг, административная и уголовная ответственность за неуплату налогов организации и другие связанные с бизнесом нарушения законодательства несёт её руководитель.
В качестве минусов можно отметить следующие моменты:
- в результате неудачного выбора специализированной фирмы возможен форс-мажорный разрыв договорных отношений (см. статью как выбрать аудиторскую фирму);
- отсутствует уверенность в конфиденциальности (см. там же);
- отсутствует возможность для генерального директора оперативно обсудить с главным бухгалтером последствия и риски перед подписанием сложных контрактов и договоров;
- не заинтересованность специализированной фирмы в минимизации налогообложения.
Учитывая вышеизложенное рекомендуем включать в договор на бухгалтерское обслуживание (аутсорсинг) следующие пункты:
Кроме того, в договоре необходимо прописать действия аутсорсинговой компании в процессе проведения проверок контролирующими органами и оговорить необходимость юридической помощи при подготовке новых договоров и соглашений.
При этом своевременная и качественная подготовка первичных документов всегда остаётся за Заказчиком, т.е. необходимость наличия учетных работников у Заказчика всё же остаётся.
И ещё несколько соображений:
Ведение бухгалтерского и налогового учета сторонней организацией даёт максимальный эффект, когда операции в значительной степени являются монотонно-однообразными. Если же Ваша фирма работает по нескольким направлениям, постоянно генерирует новые идеи, ищет нестандартные формы развития, то в таких случаях, на наш взгляд, стоит иметь свою высококвалифицированную бухгалтерскую службу.
В ряде случаев аутсорсинговые фирмы предлагают вести учет на своих эксклюзивных программах. От таких услуг, несмотря на предлагаемые льготные условия, рекомендуем отказаться, так как в случае расторжения договора возникнут дополнительные проблемы, связанные с переходом на стандартные программы.
И так выбор за Вами!
P.S. Компания, заключившая договор на передачу ведения бухгалтерского учета специализированной фирме должна внести изменения в приказ по учетной политике.